воскресенье, 5 февраля 2012 г.

Португалия. Лиссабон

Вылетали из Питера в минус 26. Чемодан то собрать - не вопрос, но вот что брать из одежды - голову сломала. Я ведь впервые ехала зимой в Европу. 
Вроде погодные информеры обещают кто +10 , кто +14. Но что-то не сообразить, как при этом надо одеться, чтобы не мерзнуть и не изжарится...
Во время пересадки в Амстердаме, умудрилась застать первый выпавший здесь этой зимой снег. Даже полоса была в снежном накате местами, и газоны все в снегу...
В Лиссабон прилетели уже ночью, в 23 вечера. 

У меня была распечатка, как добираться из аэропорта до отеля на прямом автобусе, но я поленилась и поехала на такси.
Первое ночное впечатление, оказалось негативным - какие-то почти трущобы...
К тому же в номере, как оказалось, нет в принципе центрального отопления, только кондиционер. А за одинарным французским окном, между прочим, всего 3 градуса выше нуля. 
Но лишнее одеяло, усталость от дороги, сделали свое дело и уснула почти сразу. 


5 февраля- первое знакомство с Лиссабоном

Разница во времени подняла меня в 5 утра по местному времени...
За окном тишина и темно. Раннее утро воскресенья. 
Промаявшись кое-как до местных 7 часов , отправилась "завоевывать" город.
Апартаменты располагались на Avenida Almirante Reis, район не интересный, но зато прямое сообщение с историческим центром (зеленая линия метро), ночной автобус в аэропорт под окном.

Надо сказать, что утром окружающий пейзаж оказался приятнее. 
Но все же в голове весь день вертелось словосочетание " блеск и нищета"...
В самом деле, множество красивых зданий, украшенных лепниной и изразцами, и осыпающаяся с них штукатурка, отколупнутые плитки, облупившаяся краска... 
И буквально всюду, на любых более-менее вертикальных поверхностях - граффити, не самого лучшего исполнения, а попросту - мазня...
На улице с утра довольно холодно, но на газонах растут пальмы, а на клумбах цветут какие - то цветы, даже видела розовые бутоны... 
А ближе к обеду, когда солнышко пригревало вполне себе ощутимо,  на улицах оказалась совершено феерическая смесь гардеробов. Дамы и джентльмены щеголяли кто в пуховичках и уггах, кто в футболках, капри и сланцах на босую ногу...

Метро открывается только в 7:30, поэтому пошла к центру пешком. На самом деле потом оказалось, что открывается оно все же в 6:30, просто разница во времени оказалась не 3 как я полагала, а 4 часа...
Идти было недалеко, но по пути мне встретился знаменитый лиссабонский трамвай № 28, проехаться на котором советуют абсолютно все путеводители.. 
Я не могла его проигнорировать и, поскольку определенных планов на этот день у меня не было, решила прокатиться на нем по всему маршруту.
Удивительна поездка. Поскольку было раннее утро воскресенья и на улицах не было не только туристов, но и местных жителей, я ехала в трамвае практически всю дорогу одна...
По неимоверно узким улочкам Альфамы, где даже матрас бездомного, лежащий у стены дома, лишает трамвай возможности проехать. Где до стены дома можно совершенно спокойно дотронуться рукой прямо со своего места в трамвае. А по сторонам открываются то обшарпанные стены домов, то церкви и парки, то вдруг "море" и парус в перспективе узкой улочки....
Быстро пересекли геометрически четкое переплетение улиц Байши, извилистые и крутые улицы Шиаду.
Доехав до конечной, я вышла и поняла, что определить свое местоположение на карте города категорически не могу. Это позже, когда я разобралась с картой и немного собственно с городом, я поняла, что начинала свой путь по Лиссабону я у церкви Basilica da Estrela.

А пока  - решила гулять наугад. По лесенкам, улицам и улочкам. Узенькие улочки – совершенно кривые, да и более широкие улицы – отличаются лишь тем, что все же имеют хоть какую-то перспективу. И спросить дорогу было, по прежнему, не у кого…
Прошла мимо классического дворца неизвестного, но явно официозного назначения. Как оказалось – Palacio de Sao Bento. Сейчас  здесь резиденция премьер министра Португалии.
Гуляла я так часа два, пока не вышла к площади, достаточно большой, чтобы ее можно было найти на карте и сориентироваться.
Это оказалась pl. Principe Real. Весьма элегантная зеленая площадь, окруженная по периметру респектабельными домами – почти дворцами. Как я потом прочитала в путеводителе – один из самых фешенебельных кварталов города.

А еще через несколько поворотов по rue Dom Pedro V вышла к  одной из смотровых площадок Лиссабона - Miradouro de São Pedro de Alcântara. 


Кстати замечательная традиция у португальцев - устраивать в подходящих местах на специальных подпорных стенах, а иногда и просто на крышах домов такие смотровые площадки (miradouro)
Виды оттуда обычно замечательные, и получаешь огромное удовольствие от возможности просто посидеть, наблюдая за городом или людьми 
Было еще довольно рано и солнце стояло низко, освещая раскинувшийся впереди и внизу город, замок вдалеке на горе и широкий разлив реки Тежу.


Отсюда по Calcada do Glória можно спустится вниз на специальном подъемнике Глория [elevador Gloria] - вагончике, наподобие трамвайного, который курсирует вверх-вниз и помогает подняться или спуститься с крутого холма.

В этот раз я на нем не поехала, так как, пока еще, в общем то, не устала, но потом, конечно, прокатилась.

Дальше было попроще. 
Ориентиров, которые можно было найти на карте, стало больше, да и люди на улицах стали появляться, можно было теперь обратиться  за помощью.
Несколько раз, свернув явно не туда, пришлось все же спрашивать дорогу. Милая португальская пара, темпераментно что-то обсудив, помахала мне руками, задав вектор движения.

Пройдя мимо какого-то бронзового мужчины, смахивавшего на кондуктора,  по довольно крутой  улице - лестнице, я спустилась вокруг здания вокзала Россиу [Rossio] и вышла на площадь короля Педро IV [Praca Dom Pedro IV].

Помпезная площадь, с двумя бронзовыми фонтанами и конным памятником Королю, выстланная черно-белыми волнами булыжной мостовой.
Площадь очень оживленная, здесь на северной стороне расположено роскошное  здание Национального театра, множество магазинов.



В юго-западном углу над крышами обрамляющих площадь зданий, видна верхняя часть ажурной металлическом конструкции подъемника Санта Жуста [elevador Santa Justa ].
По небольшой пешеходной улочке rue dos Sapateiros, свернув на первом же перекрестке на rue de Santa Justa,  я вышла к подъемнику и решила непременно на нем подняться.



Подъемник Санта Жуста - единственный в Лиссабоне (есть ли где-то еще - не знаю) вертикальный подъемник. 
Построен он был еще в 1902 годы и до сих пор функционирует.

Спроектировавший его архитектор был учеником Эйфеля, что, похоже, нашло свое отражение во внешнем виде и конструкции.

Электродвигатели поднимают и опускают две кабинки, каждая вмещает около 20 человек.
Помимо смотровой площадки для туристов, этот подъемник используется и просто как общественный транспорт - для того, чтобы подняться из квартала Байша наверх в квартал  Шиаду.

Поднявшись сначала на подъемнике на первый уровень, а потом еще пешком на самую верхнюю площадку (всего высота 45 метров), я получила в награду лежащий как на ладони Лиссабон. 
Море черепичных крыш. 
Искрящаяся на солнце Тежу. Возвышающаяся на замковом холме крепость Сан Жорже [Castelo de Sant Gorge] в окружении роскошный пиний.


Если пройти с площадки подъемника назад, по подвесной зстакаде, а потом по узенькой улочке, справа оказываются грандиозные развалины старинного кармелитского монастыря. Сейчас здесь располагается археологический музей. 
Перед музеем - площадь Кармо [Largo do Carmo]. Это уже квартал Шиаду.


Вернувшись назад и спустившись на подъемнике вниз, по пешеходной улице rue Augusta вышла к Торговой площади [Praca do Commercio], распахнутой на реку. Когда то здесь был королевский дворец, разрушенный знаменитым землетрясением 1755 года, почти полностью разрушившим тогда Лиссабон. Но до сих пор лиссабонцы неофициально называют эту площадь Дворцовой.

Площадь напомнила мне Биржевую площадь в Питере. Роскошное оформление, спуск к реке… Посредине площади – очередной португальский король на коне  на этот раз это был Жозе I.

Я спустилась к самой реке, посидела, глядя на простор и виднеющийся вдали мост 25 декабря и монумент Христу. 
И воскресным утром здесь было много парочек, а к вечеру я думаю здесь должно быть очень оживленно.
Дальше решила идти вдоль набережной к Альфаме. Но сначала - к Собору Се [Se Catedral de Lisboa]. Имя Се указывает на то, что это была резиденция епископа.


Здание скорее напоминает не собор, а средневековый замок – со сторожевыми башнями. Внутри – убранство собора довольно аскетично и «готично».

Заблудившись в очередной раз (слишком мелкие карты, слишком узкие улочки и маленькие площади) только с помощью милого мужчины я вышла к смотровой площадке  Санта Лусия [Miradouro de Santa Luzia], уютно расположившейся за церковью Санта Лузия [Igreja de Santa Luzia]. Кстати на стене церкви сохранилось прекрасное изразцовое панно, изображающее пейзаж бывшей Дворцовой, а теперь - Торговой площади до землетрясения.

Отсюда, с крытой террасы, открываются замечательные виды на крыши квартала Альфама, Тежу и противоположный берег.


Уже не на шутку припекало, даже с удовольствием сняла куртку, отметив , что сегодня все же 5 февраля и дома сейчас минус 24.
Я посидела на скамеечке среди самшитового партера, полюбовалась образуемым здесь Тежу разливом, парусами ...

А чуть дальше, если обойти церковь – на площади Largo das Portas do Sol смотровая площадка, расположенная на крыше одного из зданий церкви. По моему личному мнению, из тех мирадоуро, что я успела увидеть, именно отсюда открывается самый интересный вид. Вид на черепичное море путаницы улочек Альфамы, на белые ажурные башни церкви Сан-Мигель, купола церкви Санта Энграсия, круизные лайнеры, пришвартовавшиеся прямо перед вами и возвышающиеся, кажется, выше домиков на набережной.

Порелаксировав с видом на город и реку, я стала подниматься к замку крепости Сан-Жоржи.
Построенная  в свое время маврами, после изгнания которых королем Альфонсо Энрикишем, превращенная в королевскую резиденцию, эта крепость главенствует над городом и видна почти с любой смотровой площадки, а порой и прямо в створе улиц.

После того, как королевский дворец был перенесен в XVI веке на Дворцовую площадь, замок Сан-Жоржи становился то тюрьмой, то арсеналом. Землетрясение 1755 года разрушило замок почти полностью и он был практически заново восстановлен уже в XX веке.





Понимая, что сама крепость - новодел, я не очень рассматривала стены и пушки. А вот виды оттуда открываются духзахватывающие!
Весь город лежит внизу - все же самая высокая точка Лиссабона. 


Ветер сдувает с ног, да и сами ноженьки порядком подустали, шел уже седьмой час ходьбы по склонам и брусчатке.

Очень мне понравилось также в райончике Санта Круш, вокруг стен крепости, бродить по чистым здесь улочкам и закоулкам, внезапно выходя то к крепостной стене, то к крутой лестнице вниз.


Налюбовавшись видами города и еще немного заблудившись, решила сесть пообедать под стенами крепости в маленьком ресторанчике.
Вкуснейшие жареные сардинки и бокал белого вина вновь примирили меня с ногами.

Я решила, что уж небольшую по размерам Альфаму я смогу обойти.
Спустившись от Сан-Жоржи по узкой лестнице-улице до мираудоро Санта Лусия, я решительно потопала вниз по каким-то ступенькам, порой упираясь в тупик, или неожиданно выходя на площадь. Правда площади Альфамы редко бывает шире кухни у меня дома (а кухня у меня не сильно большая). Без очередного плутания конечно не обошлось, но в этих то улочках - это почти обязательный ритуал...

Не помню уже как я оказалась перед собором Сан-Винсенти-ди-Фора [Sao Vicente de Fora] и августинским монастырем Когда то этот собор был уже за городскими стенами, а сейчас – в гуще узких улочек. 


Как внешне, так и внутри именно тот собор понравился мне в Лиссабоне больше всего. Своим легким изяществом и богатым убранством.


Совершенно потеряв направление и надеясь только на то, что направляясь все время вниз, я непременно выйду к набережной, я наконец оказалась перед музеем Фаду. 


Здесь на стене соседнего дома, кстати, есть интересная карта квартала Альфами, выполненная и азулежуш (изразцов).
Отсюда уже сначала вдоль набережной, а потом по rue dos Bacalhoeiros потихоньку пошла к присмотренному ране метро на площади Россиу.
По дороге буквально наткнулась на такие интересные дома, что позже даже нашла их в путеводителе. Это Дом с балконами и Дом с шипами.


Но вот впереди показались уже знакомые геометрически правильные улицы Байши. Еще немного и я оказалась на пощади Фигейрс [Placa da Figueira].


Здесь мне надо было решить две задачи. Купить билеты на метро и прочий городской транспорт, и найти вокзал, откуда я собиралась съездить в Синтру.
С автоматами по продаже билетов я разобралась (там есть английский язык). И пошла искать по карте вокзал Россиу, мимо которого уже проходила утром, но так и не поняла – где у него вход.

Вокзал я нашла, он, кстати, оказался очень интересным снаружи.


А еще – уровень входа в вокзал и уровень, где находятся платформы поездов – различаются, наверное, метров на 30. Отметив наличие «живых» кассиров и то, что поезда в Синтру отправляются каждые 10 минут, я со спокойной совестью побрела к метро.
Выполнив свою миссию, я поняла, что если я не положу ноги, то просто их протяну. 
И отправилась в отель, затарившись по дороге бутылочкой вина и мелкими вкусняшками в номер. 
продолжение следует...
Полный маршрут поездки - Португалия (Февраль 2012) ::


Комментариев нет:

Отправить комментарий