воскресенье, 12 июля 2009 г.

Норвегия.

Норвегия - самая живописная часть Скандинавии.
Как жаль, что сразу после поездки по Норвегии, я не оставила записей в ЖЖ. Может сейчас они бы помогли мне вспомнить какие-то названия и подробности.
Но тогда я еще не догадалась записывать свои впечатления для себя. А теперь "проклятый склероз",- почти ничего не помню... ничего, кроме ощущений... ощущений удивительной тишины и всеобъемлющего покоя...
До сих пор, слыша о Норвегии, я ощущаю себя на пороге маленького отеля где-то на скалистом плато в центральной части южной Норвегии. А вокруг оглушительная тишина, прозрачная дымка тумана и журчание воды...



Та, где стоило только оглянуться по сторонам и открылось зеркало небольшого озера




А дальше, дальше я так и ехала в автобусе позабыв про затекшие от долгого переезда ноги, уставшую спину и, слипавшиеся еще полчаса назад, глаза.

В этот день по Норвегии мы только проезжали в поисках нашего отеля. День уже заканчивался и постепенно наползали сумерки и туманы.
В какой-то момент оказалось, что мы едем вдоль, то ли гранитной скалы, то ли просто края света... но стена за окном автобуса тянулась и тянулась, а верхний край ее я смогла увидеть только прилепившись щекой к стеклу.
А там, на самом краю "земного диска" еще росли разлапистые изогнутые сосны... Жаль, сфотографировать это не представлялось возможным и остается только надеяться, что память не скоро потеряет эти впечатления.



В отель мы добрались лишь когда уже совсем стемнело. Да и то - лишь со второй попытки. Места оказались совершенно глухие, не было не то, что города, улиц и домов... не было даже одиноких хуторов и никаких людей окрест. Водителю пришлось созваниваться с отелем по телефону и вести автобус по наводке извне.

Сам отель оказался на удивление комфортным и уютным, хоть и стоял где-то в необитаемых землях.

Зато всю ночь можно было спать почти на улице - открытое в первобытным мир окно давало такую прекрасную возможность. Да еще под охраной замечательного "домовика".



А утром, еще удалось полюбоваться на окрестную пустынь и тихие утренние туманы.



С утра мы, полные ожиданий, направились к Согне-фьорду.
Наш путь лежал через какой-то горный перевал. Постепенно становилось все холоднее и как-то сумрачнее.
На вершинах окрестных гор появились снежные шапки а вдоль дорогу тут и там падали с обрывов кипящие водопады.



Вот вроде стало совсем безлюдно, но тут вдруг на плоскогорье появился одинокий домик. Действительно - одинокий. Вокруг на полчаса автобусного пути ничего и никого.
А здесь - избушка... Гид рассказала, что у норвежцев очень популярен именно такой вид отдыха - в горах, в одинокой избушке, вдали от суеты городов - наедине с природой.



Мне сначала показалось, что крыша у домика поросла мхом от старости.
Но оказалось, что это такая местная строительная традиция - крышу кроют дерном, что дешево, экологично и практично. Такая крыша не пропускает воду, теплая и при этом, проста в сооружении и эксплуатации. А все "регламентные работы" по ее обслуживанию заключаются в том, что на крышу поднимают овец, которые и стригут ее - и крыше хорошо и овцы сыты...прелестно...



Немного погода мы подъехали к перевалу. Несмотря на то, что вокруг было холодно и туманно - там, вдали за перевалом видны были солнечные зайчики. Нам надо было туда.

И вот уже нас ждет маленький кораблик, на котором мы наконец-то осуществим свою мечту - небольшое (ну пока нет своей собственной яхты :-)) путешествие по Нэройфьорду [Nærøyfjorden], одному из рукавов Согнефьорда [Sognefjorden], протянувшемуся на 18 км, и внесенному в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как один из самых живописных фьордов Норвегии.
Мы размещаемся на палубе, я протискиваюсь сквозь толпу фототуристов к самым леерам, и в сопровождении целой стаи чаек отчаливаем.



Нэройфьорд – самый узкий норвежский фьорд.
В некоторых местах его ширина всего 250 метров, в то время, как высота окружающих его гор превышает 1700 метров - что создает удивительные картины, разворачивавшиеся перед нами по мере того, как кораблик пробирался по узким и крутым извивам.



Иногда на берегу возникали отдельные избушки или небольшие поселения, где-то паслись "горные" овцы.
В буквальном смысле - горные, поскольку паслись себе преспокойно на почти отвесных скалах и как они туда попадали, если не по воде - непонятно.




Вот выше, на фотографии - внизу у воды на зеленой травке - белые точки, - это и есть норвежские "горные" овцы.
То и дело с окрестных скал срывались бурные, пенные водопады.




Кораблик наш, то и дело упирался в казалось бы тупик неприступных гор и только в последний момент вдруг оказывалось, что там, в узкой щели, вновь разворачивается зеркало нового протока...




На юге Нэройфьорда, в узком ущелье, окруженном крутыми скалами, расположена деревушка Гудванген [Gudvangen] - конечный пункт нашего маленького круиза.




Отсюда уже вновь на автобусе, по трассе проходящей то по берегу фьорда, то в долгих-долгих туннелях, мы едем во Флом [Flåm], где берет начало пробитая в скалах Фломская железная дорога.

По дороге из Гудвангена дорога представляет собой практически сплошные тоннели, один за другим. Такая здесь местность...
В одном из тоннелей даже декорирована для туристов светомузыкальная пещера троллей.Думаю детей она очень впечатляет.      
В темном, темном подземелье, после рассказов о троллях....    

Следующий пункт нашего маршрута - Фломсбан, часть железной дороги Флом - Мюрдаль, пробитая в скалах, поездка по которой сама по себе маленькое путешествие, даже скорее некое театрализованное представление.



По прибытии во Флом мы расселись по вагончикам, стилизованным под старину и потихоньку поехали.

Как говорят гиды - длинна дороги почти 20 км. и при этом строительство ее продолжалось почти 20 лет. Все потому, что почти на всем протяжении дорога идет через туннели, пробитые в скалах (их тоже двадцать и часть из них вырублена вручную) да еще под довольно значительным уклоном.




Едет поезд достаточно медленно, и притормаживая на самых живописных участках, позволяет вдоволь налюбоваться удивительными пейзажами, открывающимися вокруг.
Сначала это бурная, и даже издали кажущаяся ледяной, горная речка и живописный городок. А немного позже взгляд просто приковывают крутые гранитные скалы, где-то покрытые зеленью и вьющиеся по ним тут и там ленты водопадов.




Единственное что не давало покоя - боязнь того, что прилипнув к своему окну пропустишь что-то удивительное с другой стороны дороги.Но потом, сообразив, что мы же еще будем возвращаться обратно, я несколько успокоилась и смогла просто наслаждаться тем что видела...
Это действительно было похоже на сказку. Только не сладкую, ванильную, а скорее, холодную, мятную...
Когда поезд погружался в очередной тоннель казалось, что какой-то злой великан накрыл тебя своим колпаком в то время, как ты смотрела прекрасный фильм.

Примерно на середине пути поезд делает остановку на станции "Квинефоссен"  лродолжительностью около 10-15 минут, во время которой все высыпают на платформу.
Останавливается поезд около удивительно красивого водопада, и пока все фотографируют и фотографируются "на фоне" вдруг неожиданно начинает звучать какая-то, тоже сказочная, мелодия.



А на склоне горы и скалистых площадках, в нескольких местах попеременно появляются и исчезают, танцующие некий танец, девушки в национальных костюмах. И так это выглядит гармонично, что в самом деле легко поверить в то, что это то-ли феи, то-ли сказочные принцессы.
Как мне рассказали много позже, девушки по очереди изображают хульдру (или хюльдру) — персонаж норвежского фольклора и старых преданий. Внешне она как красивая молодая девушка с длинными светлыми волосами, с единственным внешним отличием от человека - коровьим хвостом, который она тщательно скрывает. Люди могут встретить хульдру в горах или глубоко в лесу, где она пасёт своих коров. Считается, что человек может легко влюбиться в хульдру, так как она обладает необычайной красотой. Много историй рассказывают о молодых неженатых мужчинах, которые влюбились в хульдру. Иногда они остаются жить с хульдрой и её семьёй в горах, но те, кто пошёл на это, не могут вернуться и должны жить там всю жизнь. К тому же хульдра добра только к тем, кто добр к ней, в противном случае она может превратиться в уродливую женщину и сильно навредить. Рассказывают, что хульдра теряет свой хвост и становится обычной женщиной, если обвенчается в церкви. Норвежцы верят, что и сегодня можно встретить хульдр в некоторых местах страны.
В общем, несмотря на незамысловатость идеи, воплощение ее производит очень приятное впечатление, думаю во многом за счет удивительных природных декораций, на фоне которых оно разыгрывается.



Но музыка смолкает, девушки пропадают из виду и поезд дает третий свисток - пора ехать дальше.

Конечный пункт маршрута - Мюрдаль, небольшая горная станция, которую даже не замечаешь на фоне великолепный горных вершин с лежащими на них даже в середине июля снежными шапками.



На обратном пути есть возможность полюбоваться на декорации с другой стороны дороги.



Вся поездка занимает не более часа.
От многих туристов я слышала, что не стоит тратить время и деньги на эту "игрушечную" дорогу, но я не согласна. Мне очень понравилось, может потому, что это была единственная возможность для нашего автобусного тура почти потрогать норвежские горы рукой...

Спустившись с гор, мы еще прогулялись вдоль реки до ее впадения в очередной фьорд и полюбовались на тихую идилию



А потом пора было начинать наш путь домой...
Мы еще успели полюбоваться тихими закатными пейзажами Норвегии



После навсегда покоривших меня природных чудес Норвегии, столица, если честно, не произвела на меня особого впечатления. Город показался официозным, несколько скучным и, пожалуй, каким-то одноцветным...
Мы прошлись по паре улиц, мимо сквера и театра, посетили Ратушу.
Затем - поехали в музей-парк скульптур Вигеланд.



Своеобразный бенефис скульптуры одного скульптора - Густава Вигеланда, более 100 композиций и отдельных фигур. Это история человека и человечества, роман об эмоциях, чувствах и пороках... Создавались эти скульптуры на собственные средства скульптора и условием его был бесплатный доступ в парк всем желающим.
Сами скульптуры - неоднозначны, но думаю никого не оставят равнодушным своей выразительностью.
Здесь же и один из символов Осло - "топающий мальчик" - весьма и весьма эмоциональное создание.



Вообще же концентрация современной скульптуры в Осло просто зашкаливает.
Дальше нас повлекли на музейный полуостров Бюгде, где на выбор любознательным предлагаются музеи "Кон-Тики", "Фрама" и кораблей викингов.



Все добротно, тщательно, аутентично, и по-советски "номенклатурно".
Я обошла только музей "Фрама" - все же детские впечатления от книг и фильмов оказалось сильнее воспоминаний от "Клуба кинопутешественников".

После всех экскурсий у меня еще осталось время побродить по крепости Акерсхус, - с XIII века и до сих пор охраняющей берега Ослофьорда.



Здесь все просто, мощно и основательно.



А еще здесь стоит на карауле замечательный норвежски викинг, причем я умудрилась спустится к нему с охраняемого холма за спиной... хорошо, что северяне спокойны и невозмутимы...



А дальше - паром в Копенгаген.

Комментариев нет:

Отправить комментарий